В нашей стране огромное количество различных храмов. Они подчеркивают русскую культуру и являются ее неотъемлемой частью. Мы расскажем о семи древнейших храмах в Российской Федерации.
15 февраля
1045 года началось строительство Софийского собора в Новгороде. Храм был
заложен Владимиром Ярославичем в присутствии великого князя Ярослава Мудрого и
княгини Ирины (Ингегерды). Здание было заложено на месте Владычного двора и
строилось примерно до 1050 года. Собор - это храм с особым статусом. Он
присваивается, как правило, кафедральному храму, то есть храму, в котором
имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ.
Является
древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. В
1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина направились в Новгород
из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Храм был заложен
на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего
перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а
севернее.
Храм представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа
строились на Руси только в XI веке. К ним, помимо новгородской Софии, относятся
Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У
храма имеется три апсиды - центральная пятигранная и боковые округлые. С трех
сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время
возникновения галереи и ее первоначальный вид являются предметом научных
споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.
В 1922
году в ходе изъятия церковных ценностей храм был разграблен. В 1929 году он
был закрыт и в нем открылся антирелигиозный музей. В музее были представлены
сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример «баснословных богатств
церкви». Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был
поврежден и разграблен, после войны - полностью восстановлен и стал отделом
Новгородского музея-заповедника. В 1991-м был передан РПЦ.
Кафедральный
собор Псковской и Великолукской епархии. Входит в состав архитектурного
ансамбля Псковского крома и является главным его строением. Первый храм,
построенный в X веке по распоряжению княгини Ольги, был деревянным и простоял
до первой половины XII века, когда был уничтожен пожаром. Второй собор был уже
каменным и заложен, по церковной легенде, в 1138 году святым благоверным князем
Всеволодом Мстиславичем.
В 1609
году во время сильного пожара в кремле взорвался пороховой склад, взрывной
волной было разрушено третье здание собора. В 1699 году было завершено
строительство четвертого собора, дошедшего до наших дней. Современное здание
Троицкого собора строилось на протяжении 17 лет и было закончено в 1699 году.
Храм возводился на основе предыдущего строения, но при этом существенно вырос в
высоту, простираясь вверх на 78 метров.
В 1935
году храм закрыли, организовав в нем антирелигиозный музей. Возобновление
работы храма началось во время немецкой оккупации 1941–1944 годов и с тех пор
уже не приостанавливалось.
Православный
храм Владимирской и Суздальской епархии, очень знаменит в России, расположенный на территории
Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества.
В настоящее время Рождественский собор является действующим храмом и
одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Постройка первого собора относится к началу XII века, ко времени княжения
Владимира Мономаха. Здание было построено из тонкого кирпича киевскими
мастерами.
Уже в 1148
году храм был разобран, после чего возведен заново, но не из плинфы, а из
бутового камня. В 1222-м обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за
три года построено новое. Оно простояло до XV века. В 1445 году Суздаль сожгли
казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора. Таким
образом, до наших дней храм дошел с большими изменениями. Его нижняя часть
относится к XIII веку, верхняя - к XVI.
Рождественский
собор - первый городской храм Суздаля, предназначенный не только княжеской
семье. Находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки. За
свою историю храм неоднократно горел. В храме похоронены сыновья князя Юрия
Долгорукого, князья из рода Шуйских и др. Первые торжественные богослужения в
Рождественском соборе прошли в 1991 году. В настоящее время храм находится в
совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соглашение о
совместном использовании собора было подписано в феврале 1992 года. С тех пор в
храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная
экспозиция.
Собор
Василия Блаженного, или Покровский собор, был построен в 1555–1561 годах по
приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским
ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в
начале октября 1552 года. По одной из версий, архитектором был известный
псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма, по другой широко известной
версии, Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в
строительстве. По третьей версии, храм был построен неизвестным
западноевропейским мастером, отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в
себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи
Возрождения. Эта версия пока так и не нашла никакого четкого документального
подтверждения.
В середине
1930-х храму угрожал снос, однако он избежал разрушения. Сразу же после войны
приступили к систематическим работам по восстановлению собора, и 7 сентября
1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. Храм приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами. С
1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской
православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены
богослужения.
Придворный
храм, возведенный Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освященный в
честь великомученика Димитрия Солунского в 1191 году. Первоначально храм
окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом
(разобраны при реставрации в XIX веке).
Храм знаменит своей белокаменной резьбой - его стены украшает около 600 рельефов,
изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов
сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX
века. От внутреннего убранства до нас дошло несколько фрагментов фресок XII
века, в частности фрагменты композиции «Страшный суд». В настоящее время храм находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как
музейная экспозиция.
Выдающийся
памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный православный
храм Владимирской епархии; также государственный музей. Храм был главным
кафедральным храмом Владимиро-Суздальской России, в нем венчались на великое
княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII
века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского
собора Аристотеля Фиораванти. Один из немногих храмов, в котором сохранились
уникальные фрески Андрея Рублева.
Первоначальный
белокаменный храм был построен при великом князе Андрее Боголюбском в
1158–1160 годах. Уже в 1161 году храм был расписан. В настоящее время
Успенский храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского
музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии.
В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная
экспозиция.
Георгиевский
собор в городе Юрьеве-Польском (Владимирская область) был построен в 1230–1234
годах на месте древнего собора 1152 года, заложенного Юрием Долгоруким. Первый
храм простоял меньше ста лет и, судя по летописным свидетельствам, был
разрушен во время землетрясения. В тот же год князь Святослав Всеволодович
повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора.
Георгиевский
собор, постройка которого была окончена в 1234 году, был украшен богатейшей
каменной резьбой. Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями
людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные
картины.
В середине
1460-х храм неожиданно обрушился, но не целиком. Московский князь Иван III
повелел восстановить храм как можно скорее и поручил это зодчему и подрядчику
В.Д. Ермолину. После восстановления храм стал ощутимо ниже, но интерьер его
сохранился.
На этом перестройки
собора не прекратились. В том виде, который придал ему Ермолин, здание
простояло до XVII века. В XVII веке к храму была пристроена шатровая
колокольня, замененная в XVIII веке на новую, четырехъярусную, сломанную уже
после революции. В начале XIX века расширили теплый придел Святой Троицы, в
1809–1827 годах пристроили теплый храм в честь Воздвижения Креста. Эти
пристройки были снесены в советское время. После того как исчезли все
позднейшие строения, окружавшие храм, он принял практически первоначальный
вид, точнее, тот вид, который приобрел после реставрации в XV веке.