Восхищаясь русской архитектурой, иностранцы первым делом
отмечают не сталинский ампир и даже не конструктивизм, а великолепие
императорских дворцов XVIII века. AD решил уподобиться восторженному
заграничному туристу и вспомнить эти заслуженно прославленные памятники.
Земли по берегам речки Славянки “русский Гамлет” цесаревич
Павел получил от матери еще в 1770-е.
К 1784 году любимый архитектор Екатерины II Чарльз Камерон
построил Павлу дворец, который тот, взойдя на трон, несколько переделал с
помощью Винченцо Бренны. Прекрасный образец “русского палладианства”, дворец
был напичкан предметами искусства, которые Павел привез из путешествий по
Европе (он ездил туда, еще будучи великим князем).
Плафон Итальянского зала - первого в череде парадных
помещений второго этажа. Облик зала сложился в 1805 году, в его создании
последовательно участвовали Чарльз Камерон, Винченцо Бренна и Андрей Воронихин
Помимо самого дворца прекрасен еще и Павловский парк, в
создании которого участвовал знаменитый театральный художник Пьетро ди
Готтардо Гонзаго.
Одна из жилых комнат дворца - Угловая гостиная на первом
этаже. Интерьер создан в 1816 году по проекту Карло Росси и слегка переделан в
1858-м
Название Екатерининского дворца в Царском Селе вводит в
заблуждение – все думают, что речь идет о Екатерине Великой. Меж тем дворец на
этом месте был заложен по приказу Екатерины I в 1717 году. То здание, что мы
видим сейчас, построил в 1756 году Бартоломео Франческо Растрелли вовсе даже
для императрицы Елизаветы Петровны.
Екатерина II тоже, конечно, внесла свои штрихи в декор
дворца – для ее любимого внука Александра здесь были устроены несколько комнат
в стиле ампир. Однако в основном Екатерининский дворец внутри и снаружи –
великолепный, ликующий образчик барокко. Без этой “натуры” не обходится ни один
снятый в России или о России исторический фильм. Хотя на самом деле, конечно,
многое здесь – не подлинники, а продукт кропотливой реставрации, которая до сих
пор идет во дворце, почти разрушенном во время Второй мировой.
Парадная Голубая гостиная Екатерининского дворца была частью
покоев великого князя Павла Петровича (будущего Павла I). Ее интерьер создал
Чарльз Камерон в 1780-е
О том, что Петергоф заложил Петр I, желавший получить на
берегу Финского залива морскую резиденцию “западного типа”, знают все. То, что
нынешний дворец не имеет к первому русскому императору отношения, осознают
немногие. Первый дворец в Петергофе был сух и скромен, как все постройки Петра,
отличавшегося непритязательным вкусом.
Нынешнее великолепие – заслуга его дочери Елизаветы: в
1745–1755 годах ее любимый архитектор Растрелли перестроил Большой дворец.
Дворец и правда большой – его длина двести шестьдесят восемь метров, – но
довольно узкий. Залов в нем около тридцати. Сильное впечатление производит на
публику парадная лестница – огромная высота, обилие золоченой резьбы по дереву,
аллегорические статуи времен года.
Но, если честно, больше всего людям в Петергофе нравятся не
интерьеры дворца, а знаменитый парк с обилием фонтанов – в центре самый
эффектный “Самсон, разрывающий пасть льва”, установленный в 1735 году в честь
празднования годовщины победы над Швецией при Полтаве (она случилась в День
святого Сампсония, и на гербе Швеции имеется лев).
Большой Гатчинский дворец – еще одно сооружение, возникшее
по инициативе Екатерины II. В 1766 году она повелела Антонио Ринальди возвести
тут резиденцию для своего фаворита Григория Орлова. Гатчинский дворец в стиле
английского замка строился долго – до 1781-го.
В 1783?м Орлов умер, и Екатерина выкупила дворец себе в собственность и отдала великому князю
Павлу Петровичу
(можно представить,
как он обрадовался подарку “с плеча” бывшего
маминого любовника).
Наследник престола, впрочем, относился к Гатчине хорошо –
когда окончание работ в Павловске дало ему свободные средства, затеял здесь
перестройку силами Винченцо Бренны и снабдил суровую крепость ампирными
интерьерами.
Ораниенбаум формально относится к Петергофу – это его
конечная точка, дальше море и Кронштадт. Изначально земли принадлежали
Меншикову, после его опалы царская семья забрала всё себе.
Самым знаменитым “постояльцем” Ораниенбаума был Петр III –
здесь он играл в солдатики с живыми рекрутами, невольно подстегивая слухи о
своем слабоумии. Петр был убит в 1762 году, тогда же Екатерина начала строить
себе в Ораниенбауме Cобственную дачу. Самая лучшая ее часть – Китайский дворец.
Автор – снова Антонио Ринальди.
Построенный Антонио Ринальди в 1768 году Китайский дворец -
единственный в пригородах Петербурга образец рококо. Интерьеры - блистательное
упражнение в стиле шинуазри. Еще одно важное обстоятельство: в питерских
пригородах только ораниенбаумские дворцы не были разрушены нацистами, то есть
они подлинные
Единственный в нашей подборке московский дворец имеет
романтическую и драматическую историю. Как обычно, всё началось с Екатерины
Великой: в 1775 году, совершая прогулку по окрестностям с очередным фаворитом,
Григорием Потемкиным, она пришла в восторг от живописной местности и решила
строить дворец. Проект поручили Василию Баженову - таланту, бунтарю и любимцу
императрицы: он только что порадовал ее декорациями для празднования
Кючук-Кайнарджийского мира.
Баженов заложил дворец в стиле английской готики, окружая
его пейзажным парком. Имелись в архитектуре и мотивы декораций того самого
праздника. В июне 1785 года, после долгой и мучительной стройки, не совсем
завершенное здание показали Екатерине – оно ей категорически не понравилось.
Императрица пришла в ярость. Проект передали Матвею Казакову – не менее
талантливому, но более дипломатичному архитектору. Тот переделку тоже не
закончил – Екатерине расхотелось жить под Москвой. Так дворец и стоял в руинах
до 2007 года, когда его достроили – в общем и целом по проекту Казакова.
Получилось нарядно, но спорно.