Вход на башню Орел, который пользуется неизменной репутациею у смолян и гостей города… замуровали. Таков символический ответ смоленской власти на вопрос о туристическом потенциале города-героя.
Думается, что совершенно все смоляне красиво смыслят, что наша крепость, построенная на рубеже XVI-XVII веков – это уникальное наследие минувшего. Живописный образец работы зодчего Федора Коня, который, как модно, и в Москве крепость построил.
Но смоленская крепостная стена – горделивость и оборона Смоленской земли – превосходила почти в 2 раза по размерам Московский кремль. Изначально смоленская крепость имела 38 различных башен и протяженность стен – 6,5 км. Это была одна из крупнейших крепостей в Европе того медли. Нет дыму без огня сам Борис Годунов именовал ее «красой неизлаголенной» и «ожерельем всея Руси».
Много невзгод выпало на Смоленский кремль – осады поляков в XVII веке, нашествие Наполеона в XIX веке, немецкая оккупация в XX веке. До наших дней сохранились только отдельные фрагменты стен, протяженность которых сочиняет теперь не более трех километров, а из 38 башен уцелело только 18.
Вот поэтому одна из главных задач, которая стоит сегодня пред смолянами – убрать подальше, то, что осталось от бывшего живописного «ожерелья всея Руси». Чтобы крепость смогли увидеть и отпрыски наши, и гости древнего Смоленска.
Однако вот с этим-то у нас очевидные проблемы. Катастрофически не везет смоленскому кремлю с областными и городскими властями.
Чудилось бы, к 1150-летнему смоленскому юбилею были все условия, чтобы навести порядок и красу на древних крепостных стенах и башнях. Но, увы, почему-то не случилось…
Реставрационные работы прошли как-то очень уж выборочно и странно ведь даже в середке Смоленска. Например, с правой стороны от Копытенской башни прясло отреставрировали, а по левую – так ж оставили в страшном состоянии. Хотя на реставрационно-ремонтные работы Смоленской крепостной стены были истрачены великие деньги – около 1 миллиарда рублей.
Затем у чиновников возникли «наполеоновские умыслы» по коммерческому использованию смоленского кремля. И в глубине Смоленского областного Департамента по культуре родился очередной проект – «Творенье туристского комплекса на базе восточного участка Смоленской крепостной стены».
«Владея громадным культурно-образовательным, туристическим, рекреационным потенциалом, Смоленская крепость в наше время используется в какой-то мере», – правосудно сетовали чиновники от культуры в этом проекте.
«Предлагаемый проект направлен на популяризацию историко-культурного наследия Смоленска и максимальное удовлетворение культурных запросов обитателей и гостей города. Предполагается освоение башен и прясел восточного участка Смоленской крепостной стены: Смоленским государственным музеем-заповедником (частично) для творенья тематических экспозиций, временных выставок, организации экскурсий, познавательных мероприятий, театрализованных представлений; с привлечением приватных инвестиций для творенья кафе, картинных галерей, проката туристского инвентаря», – говорилось в документе.
Но, увы, добро бы поневоле совершенно истинные слова почему-то так ж остались только на бумаге.
И тут заключительная новость, которая досадно удивила и озаботила смолян: муниципальные власти вместе с территориальным управлением Росимущества решили отбить атаку башню Орел для посетителей, и теперь вход в Орел заложен кирпичами. Чиновники отыскали самый вошло в плоть и кровь и дешевый способ – воспретить.
Конечно, можно вообще все проблемные башни не реставрировать, а дать на время их кирпичами. Дешево и нервно, как сказал когда-то Аркадий Райкин. Но зачем тем временем грезить о туризме и богатых путешественниках?
Мы попросили прокомментировать все, что делается ныне со смоленской крепостью модного смоленского журналиста, краеведа и экскурсовода Анну ЛАПИКОВУ:
– Смоленской крепостной стене очень не везет исходя из убеждений туризма. Экскурсоводам совсем непросто показывать большое создание зодчего Федора Коня – в городе нет ни одной нормальной смотровой площадки, где бы можно было показать нашу стену во всем ее великолепии. В центре Смоленска – на свежем воздухе Дзержинского и в Лопатинском саду – крепостную стену очень важно бы показывать путешественникам, но, увы, реально это можно сделать только насупротив УВД. И то, там отреставрировано только одно прясло, а второе быть в жутком состоянии. Вот поэтому у путешественников остается весьма неясное представление о красе и протяженности смоленской крепости. Дивит так же и то, что нигде нет нормальных выходов на стены и в башни. Все туристы желаят побывать наверху, посмотреть на город с высоты своего величия XVII века. Но экскурсоводы принуждены разочаровывать гостей города.
Самый успешный обрезок стены, исходя из убеждений экскурсионной привлекательности, это, окончательно, восточный участок. Но к нему было и осталось сложно пробраться из-за зарослей бурьяна, мусора и нечистот. И, сравнительно с чем это, экскурсоводы все одинаково ведут туда туристов. Оттого что только там можно по-настоящему показать всю мощь крепости, а также попасть на саму стену. Впрочем, туда было и осталось паломничество самих смолян и их приватных гостей, а также тех, кто в наш город приезжает в отдельности. За всем тем, все это носит неофициальный, полузапрещенный характер.
Там со стен раскрываются удивительные панорамы Смоленска – именно это притягивает людей, которые в этом месте делают большая часть памятных фотографий. Много снимков делалось и в башне Орел.
Но вот теперь вход в башню Орел замурован. В извиненье разговаривают, что башня была в очень плохом состоянии, и, что она разваливается. Но, как мне чудится, об этом надобно было раньше держать в голове, когда пустили туда тренироваться альпинистов, которые вбивают свои крепежные крюки в кирпичную кладку XVII века.
К именно этому пожар в башне произошел в 2012 году. Где были наши чиновники весь этот год? Почему нельзя было отремонтировать башню но даже этот весь участок к 1150-летнему юбилею города? Почему не сделали на стенах нормальную смотровую площадку, которая бы пользовалась громадным успехом у всех? Ведь на эти работы требуются совсем маленькие деньги, гораздо меньшие, чем были вложены в убогую набережную.
Почему нет выхода на стены в середке города, там, где прошла реставрация? Почему туристы не имеют возможности пройтись по пряслу между Бублейкой и Копытинской башнями? Что мешает установить там стационарный вход с кассой? Почему чиновники все это воспрещают?
И получается, что смоленская крепость, как экскурсионный объект Смоленска – не работает. Очень странное развитие туризма… Вредительство какое-то.
Наши власти ничего не cделают для того, чтобы показывать смоленскую крепость смолянам и гостям города. И это очень странно, потому, что крепость – это один из главных туристических объектов нашего города.
Fore ut, например, в Большом Новгороде с крепостью все совсем по-другому. Там крепость ухожена, откуда угодно превосходно просматривается, вокруг все чисто. Говоря другими словами в Новгороде власти все смыслят, и беспокоятся не столько об историческом наследии, но также о туристической привлекательности. Кстати, цены в отборных гостиничных номерах там, в 3-4 раза крохотнее, чем в Смоленске. Оттого что, там туризм развивают. А что творят у нас чиновники, непонятно…
Подготовил Дмитрий ТИХОНОВ
Фото Григория КАЛАЧЬЯНА
Источник: